Воскресенье, 25 октября 2020 года: что будет в храме?

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 25 октября.

Воскресенье, 25 октября 2020 года

В двадцатое воскресенье по Пятидесятнице Церковь празднует память святых отцов VII вселенского Собора, утвердивших иконопочитание, мучеников первых веков и ХХ столетия гонений, а также обращается к Пресвятой Богородице в молитве перед ее чудотворными иконами — Иерусалимской, Ярославской, Рудненской и Калужской.

Самым необычным воспоминанием воскресного дня 25 октября является перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.

Тропарь святым отцам VII Вселенского Собора

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Кондак святым отцам VII Вселенского Собора

И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно,/ из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Перевод: Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.


День памяти святых
Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)
Филермская икона

Судьба трех святынь тесно связана с Россией с конца XVIII века. В 1798 года остров Мальту захватил Наполеон Бонапарт. Тогда католики, желая спасти святыни, обратились к императору Павлу I за поддержкой. 12 октября (по старому стилю) 1799 года мальтийские рыцари принесли святыни в Россию — существует подробное описание торжественной встречи их в Гатчине митрополитом и императором с семьей.

Несколько лет ХХ века святыни считались утраченными. Сейчас Филермская икона все еще находится в национальном музее Черногории, десница Иоанна Предтечи и часть древа Животворящего Креста – в черногорском Петровском мужском монастыре г. Цетине.

Мученица Домника (Домнина) (286)

Святая пострадала до смерти за исповедание христианства. По приказу правителя Киликийской области Лисия ее долго били, жгли огнем. Мученица скончаласьв темнице.

Мученики Пров, Тарах и Андроник (304)

Рассказ о святых мучениках слушайте на радио «Вера».

Святитель Мартин Милостивый, Турский (316 — 397)

Один из самых почитаемых святых на христианском Западе — тысячи храмов и поселений носят его имя. Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию Великому. На его похороны собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в основанной им обители Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Краткий рассказ о милостивом святителе слушайте на радио «Вера».

Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов (около 787)

Рассказ о преподобном Косме, воспитанном родителями преподобного Иоанна Дамаскина и создавшего множество сочинений против иконоборцев и канонов на праздничные дни, слушайте на радио «Вера».

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787)

О главном решении святых участников вселенского Собора слушайте на радио «Вера».

Преподобный Амфилохий Глушицкий (1452)

Он пришел в обитель на рече Глушице уже священников — искал духовного наставника на пути спасения. 20 лет разделял труды настоятеля, писал иконы для нового храма обители, плотничал, шил одежду, и 15 лет после его смерти управлял обителью по благословению.

Краткий рассказ о преподобном Амфилохии слушайте на радио «Вера»

Новомученики и исповедники Российские
Исповедник Иоанн Летников (1860 — 25 октября 1930)

Краткий рассказ о новомученике Иоанне слушайте на радио «Вера».

Преподобномученик Лаврентий (Левченко) (26 апреля 1893 — 25 октября 1937)

Его старшая сестра Ксения пришла в женский монастырь Шамордино за два года до рождения Стефана, будущего преподобномученика Лаврентия. Вскоре за ней приняли постриг две другие сестры. В 1910 году в знаменитые калужские обители пришли и родители с младшим единственным сыном Стефаном. До закрытия последнего храма Оптиной пустыни в 1923 году он принял постриг и был рукоположен в дьякона. Несколько лет с монашествующей семьей и некоторыми монахами жил в Козельске, служил в храме по оптинскому уставу, зарабатывал на жизнь производством валенок, помогал колхозникам с техникой. Прихожане села Ивановское упросили епископа Калужского рукоположить отца Лаврентия во священника. Гонения на Церковь ужесточались, но иеромонах Лаврентий продолжал служить и совершать требы в домах верующих окрестных сел. На допросах вины своей не признал. В начале октября 1937 года орган внесудебного вынесения приговоров (тройка НКВД из начальника областного управления НКВД, секретаря областного комитета компартии и прокурора области) приговорил к расстрелу. Иеромонах Лаврентий (Левченко) был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

Предание сохранило память о внешнем образе: отец Лаврентий был высокого роста, с черными длинными волосами, большой густой черной бородой.

Священномученик Александр Поздевский (18 августа 1868 — 25 октября 1940)

Всю жизнь служил священником в родном селе — ныне Некрасовское в Ярославской области. После революции продолжал учить более 50 детей Закону Божьему в храме, снабжая своими учебниками. После закрытия церкви в 1930 году и снятия колоколов, по его благословению, верующие отправились в сельсовет, требуя вернуть колокола и церковное облачение. К тому моменту все его 7 детей выросли и разъехались, очевидно, что жил батюшка у прихожан после конфискации церковного жилья. Приходящие священники, в их числе отец Александр, служили и совершали требы в молельном доме — власти обвинили его за участие в «подпольных контрреволюционных сборищах», на которых он «вел активную террористическую агитацию». Из десяти лет лишения свободы по приговору 1937 года он пережил три — отбывал наказание в Темниковском концлагере, в Мордовии, где и закончились его земные страдания за Христа.

Исповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский (9 апреля 1877 — 25 октября 1955)

В годы гонений на Церковь владыка пережил несколько тюремных заключений в Мордовии, Чувашии и Сарове, во время войны был в ссылке в Казахстане. В октябре 1943 года Патриарх Сергий представил властям список из 26 священнослужителей, которых он просил амнистировать. Все упомянутые в этом списке к тому времени уже были расстреляны или умерли в лагерях, кроме владыки Николая. Однако освобождение из ссылки произошло только после его личного обращения к Наркому Внутренних дел СССР.

В июле 1947 года он летел на самолёте из Алма-Аты в Москву на заседание Священного синода. При посадке владыка благословил всех пассажиров, чем вызвал их насмешки. Во время полёта отказал мотор, и самолёт начал падать. Всё это время владыка молился о спасении всех пассажиров и призвал их к молитве, сказав, что никто не погибнет, только в грязи выпачкаются. Самолёт упал в какое-то заболоченное, но неглубокое озеро. В ответ на извинения пилота за насмешки, владыка ответил: «Бог простит. Бога благодарите и Его Пречистую Матерь, и возлагайте свои надежды на Святителя Николая».

После литургии, стоя на амвоне, благословлял каждого, несмотря на то, что в воскресные и праздничные дни в храме присутствовало до тысячи человек: «Бывает, что я иногда так устаю, что подумаю: „Дам общее благословение“. А за этой мыслью является другая: „А вдруг меня Господь сегодня призовет к Себе и спросит, как я расстался со своей паствой?“ Эта мысль придает мне силы, и я благословляю народ».

 

Иконы Божией Матери
Иерусалимская (48)

По преданию, написана святым евангелистом Лукой в пятнадцатый год после Вознесения Господа. В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была подарена равноапостольному князю Владимиру, который отправил образ новгородцам после принятия ими христианства. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»:

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Своя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

«Одигитрия» Ярославская, Ярославско-Смоленская икона Божией Матери (Путеводительница) (1642)

Келейный образ архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония (Медведева) (1792 — 1877).

12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы — Смоленской Одигитрии — голос: «Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое». Архимандрит Антоний послал эту икону с иноком Германом в монастырь, строящийся в лесу недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена в монастырском храме около алтаря.

Рудненская (Руденская) (1687)

Явилась в местечке Рудне Могилевской епархии. В 1712 году перенесена во Флоровский Вознесенский монастырь в Киеве, где и находилась до 1920-х годов. Тогда чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез. Сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к его списку.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Рудненской»:

Пресвятая Дево Владычице Богородице, милосте Христа моего, обителище Пресвятаго и Животворящаго Духа, надеждо всех святых раб, святое зерцало светлости Божия, святейшая Ангел и Архангел, Тебе припадая, усердно молюся: умоли Сына Своего и Бога моего, да отпустит ми всякое прегрешение, вольное и невольное, избавит мя от всех наветов диавольских. Ей, Владычице, моего падения возведение, простри богоноснеи Свои руце и извлецы мя из глубины греховныя и даждь ми, рабу Твоему (имя рек), всегда угодная Сыну Твоему и Богу моему творити, славя Его вкупе со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Калужская (1812)

Это второе из четырех празднований чудотворной иконе. Оно совершается в память спасения Калуги от нашествия Наполеоновских войск в 1812 году: французы свидетельствовали, что во время боев под Калугой и Малоярославцем, они видели Богородицу, стоявшую на воздухе в окружении светоносных мужей.

Краткий рассказ о чудотворной иконе Богородицы «Калужская» слушайте на радио «Вера».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Калужской»:

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Ди́вная Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию серде́ц на́ших; при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию предстоя́щих пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною и со умиле́нием моля́щихся Тебе́, Влады́чице! Не преда́ждь умале́нию Це́рковь Правосла́вную, помози́ нам, Пресвята́я Богоро́дице, святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти и изба́ви ны от па́губных душевре́дных уче́ний. На Твою́, Ди́вная Цари́це Небесе́ и земли́, ми́лость упова́ем, раби́ Твои́: очи́сти умы́ на́ша от грехо́вных по́мыслов, душе́внаго разслабле́ния, обурева́ния страсте́й, от искуше́ний, собла́знов и грехопаде́ний; Ты бо еси́, Влады́чице, кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и и́стинным покая́нием ороси́ изсо́хшая сердца́ на́ша, просвети́ серде́чная очеса́ на́ша ко зре́нию спасе́ния, и прельще́нных бесо́вскою пре́лестию на путь пра́вый наста́ви; вся́кое де́ло зло́е и богопроти́вное разруши́; вся́кому же благо́му и богоуго́дному де́лу научи́ и споспе́шествуй; вложи́, Влады́чице, в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух кро́тости, смире́ния, терпе́ния, незло́бия; умягчи́ зла́я сердца́ на́ша и ниспосли́ нам ре́вность о спасе́нии бли́жних на́ших. Вразуми́ и научи́ ны, о, Всеми́лостивая Засту́пнице на́ша, ка́ко безгре́шно ходи́ти по пути́ земна́го сего́ жития́: я́ко Ты, Пресвята́я, ве́си ве́ру на́шу, и упова́ние на́ше ви́диши. О, Влады́чице ми́ра! Скорбя́щих уте́ши, бе́дствующим помози́; сохрани́ от молниено́снаго гро́ма, тлетво́рных ветр, лю́тых боле́зней, смертоно́сныя я́звы, междоусо́бныя бра́ни, наше́ствия враго́в иноплеме́нных. О, Пресвята́я Богоро́дице! Избави́ ны от внеза́пныя и наси́льственныя сме́рти; всем нам да́руй обраще́ние на путь и́стинный и христиа́нскую кончи́ну живота́ на́шего безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Святы́х Тайн прича́стну. Во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам, Де́во Богоро́дице, и изба́ви ны от вла́сти бесо́вския, возду́шных го́рьких мыта́рств и огня́ ве́чнаго. Сконча́вшимся внеза́пною сме́ртию ми́лостива бы́ти Сы́на Твоего́ умоли́, и о всех усо́пших, и́же не и́мут сро́дников, о упокое́нии их Сы́на Твоего́ умоля́ющих, Сама́ бу́ди непреста́нная и те́плая Моли́твенница и Хода́таица. Преста́вльшихся же в ве́ре и покая́нии от вре́меннаго жития́ сего́ отцы́, бра́тию, ма́тери и сестры́ на́ша сподо́би Твои́м хода́тайством всели́тися во оби́телех Небе́сных со А́нгелы и со все́ми святы́ми, иде́же непреста́нно гла́сы пра́зднующих и ра́достно сла́вящих Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Традиции праздника

Обретение трех великих христианских святынь — части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя — торжественно отметили в России лишь однажды в 1800 году, на следующий год после их перенесения. После насильственной смерти Павла I праздник значился только в месяцеслове и не приобрел всероссийского и общецерковного значения. Тем не менее каждый год, вплоть до революции, в этот день в придворном соборе Зимнего дворца во имя Спаса Нерукотворного совершалась торжественная служба и в Гатчину для поклонения приходили многолюдные крестные ходы со всех сельских приходов.

После революции десятки православных людей как в России, так и в Европе, принимали участие в спасении святынь от поругания. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мальтийские святыни были вновь явлены миру.

В 1999 торжественно праздновали 200-летие перенесения святынь из Мальты. Тогда был возобновлён крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца в Павловский собор. С тех пор он совершается ежегодно накануне праздника, 24 октября.

В июле 2006 года десная (правая) рука Крестителя, привезённая из Черногории в Россию, побывала и в Гатчинском Павловском соборе.


Особенности православного богослужения

На литургии в воскресенье не только певчие, но весь храм поет «Символ веры» и «Отче наш». Емкое объяснение значения слов этих молитв в наших материалах «Символ веры: что и почему он нам говорит?» и «Отче наш: 10 вопросов о главной христианской молитве».

Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11 — 16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. 12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. 13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. 14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! 15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. 16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 1, стих 11 — 19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Если в вашем храме совершается служба святым отцам, то на литургии звучат чтения, выбранные для их дня:

Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Послание Апостола Павла к евреям, глава 13, стих 7 — 16

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. 15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.


Журнал «Фома» желает духовного укрепления и призывает читателей молиться за врачей и всех, кто вовлечен сегодня в работу с пациентами, инфицированными COVID-2019. Молитвы и список имен вы можете прочесть онлайн или скачать в удобном формате.

Желаем всем доброго воскресного дня в храме!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *