«Нынешний день, посвященный поклонению Кресту Христову, воспоминанию страданий Христа на кресте, день, в который по преимуществу надо было бы скорбеть о грехах наших и стремиться к покаянию, совпал с днем Благовещения, днем великой радости, днем, когда было положено начало нашего спасения
Итак, что же? — Скорбеть ли нам и сокрушаться о крестной смерти Господа за грехи наши, или радоваться о совершившемся спасении нашем? Какое из этих чувств должно преобладать в нас в этот день?
Если всмотреться в сущность и дух обоих сегодняшних праздников, то увидим, что они близки друг другу и равно зовут и к радости, и к сокрушению.
Сошествие на землю Сына Божия, Его воплощение от Духа Святого и Девы Марии есть, конечно, событие самое радостное, ибо совершено для нашего спасения, ибо если бы Свет Божий не сшел с Небес, то никто из нас не взошел бы на небо…Но с другой стороны, чем было это вочеловечение Христа Сына Божия для Него Самого, как не начало Его уничижения, Его лишений и страданий?
После этого можем ли мы предаваться радости Благовещения Архангела и забывать, чего стоит эта радость Сыну Божию? Можем ли мы успокоиться на радости нашего спасения и не скорбеть о нашем недостоинстве, о нашей немощности, и о наших падениях, как бы снова распинающих Христа?…
Так, братья, в благой вести Архангела мы слышим новое воззвание к покаянию, ибо спасение, возвещаемое им, заключается в смерти за нас воплотившегося Господа. Но и самый Крест Спасителя зовет нас к духовному утешению, и от скорби обращает к радости.
Ибо древо Креста, напоенное кровью Спасителя, явилось для нас живоноснее райского древа жизни; ибо чрез этот Крест Спаситель вновь восшел уже с человеческим естеством на престол небесной славы; ибо чрез этот Крест сонмы святых Божиих от скорби великой пришли на брак Агнчий; ибо этот Крест дает и всем нам благодать и спасение…»
Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)