Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывками из Священного Писания и их современным толкованием, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в последнее воскресенье лета.
Воскресенье, 30 августа 2020 года
Неделя двенадцатая по Пятидесятнице начинается в предпоследний день календарного лета, когда многие семьи готовятся к началу учебного года. В это воскресенье Церковь вспоминает нескольких мучеников за Христа, а также икону Божьей Матери «Прибавление ума». Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума: просят помощи в светском обучении, духовном просвещении и воспитании детей.
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии. В конце XX столетия мнение ученого подтвердили итальянские историки, археологи и искусствоведы; а паломники в Лорето теперь могут увезти с собой такую же иконку «Прибавление ума», какая продается в наших церковных лавках.
Согласно старинному сказанию, происхождение названия иконы связано с чудом по молитве к Богородице: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».
В России древнейшая из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской области в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев). Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума»
Богоро́дице Пречи́стая, до́ме, его́же созда́ Себе́ Прему́дрость Бо́жия, даро́в духо́вных Пода́тельнице, от ми́ра к преми́рным ум наш возводя́щая и всех к позна́нию ра́зума приводя́щая! Приими́ моле́бное пе́ние от нас, недосто́йных раб Твои́х, с ве́рою и умиле́нием покланя́ющихся пред пречи́стым о́бразом Твои́м. Умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да да́рует власте́м на́шим му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, па́стырем му́дрость духо́вную, ре́вность и бде́ние о душа́х на́ших, наста́вником смиренному́дрие, ча́дом послуша́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух смире́ния и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. И ны́не, всепе́тая, вселюби́мая на́ша Ма́ти, пода́й нам ума́ прибавле́ние, умири́, соедини́ во вражде́ и разделе́нии су́щия и положи́ им соу́з любве́ неразреши́мый, всех заблу́ждших от неразу́мия к све́ту и́стины Христо́вы обрати́, стра́ху Бо́жию, воздержа́нию и трудолю́бию научи́, сло́во прему́дрости и душеполе́зное зна́ние прося́щим да́руй, осени́ нас ве́чною ра́достию, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. Мы же, сла́вная дела́ и многоразу́мную прему́дрость Бо́жию в ми́ре и жи́зни на́шей ви́дяще, устрани́мся земны́я суеты́ и изли́шних жите́йских попече́ний, и ум и се́рдце на́ше на Небеса́ возведе́м, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние в Тро́ице сла́вимому Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
День памяти святых
Священномученик Мирон Кизический (250)
Кроткий и милостивый к своей пастве в Ахаие (Греции), он мужественно защищал своих чад. Когда во время рождественского богослужения в храм вошел местный правитель с воинами, чтобы схватить христиан, он стал горячо заступаться за паству, за что также был предан истязаниям. Но даже звери не тронули измученного священника. Правитель в ярости покончил самоубийством, а святому Мирону отсекли голову мечом в городе Кизик.
Мученик Павел, мученица Иулиания и прочие (около 273)
Однажды император приехал в Финикийский город Птолемаиду. Павла, стоявшего среди встречавших, схватили, заметив, что он осенил себя крестным знамением. На следующий день на суде Павел исповедал свою веру во Христа. Иулиания, видя страдания брата под пытками, обвинила императора, за что также была подвергнута мучениям. Трое воинов, которые истязали брата и сестру, пораженные величием их духа, уверовали во Христа и были немедленно казнены. Император обещал взять Иулианию в жены, если она откажется от Христа, но святая отвергла его. Тогда ее отдали в блудилище, но Господь сохранил: все, пытавшиеся прикоснуться к святой, лишались зрения. Тогда разгневанный император приказал снова жечь тела мучеников. Народ же начал громко роптать, и мучеников обезглавили. Брат и сестра шли на казнь с молитвой: «Спаси бо еси нас [Господи] от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси» (Пс. 43, 8).
Мученики Фирс, Левкий, Коронат (Корнут) и дружины их (249–251)
Пострадали в Кесарии Вифинской и Аполлонии при императоре Декии (249-251).
Мученик Патрокл Трикассинский (Труасский) (270–275)
Слушайте краткий рассказ о святом Патрокле на радио «Вера».
Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан (около 303)
Посещая в Никомидии зрелища, они обратили ко Христу многих язычников. Правитель, заметив, что народные зрелища начали пустовать, вызвал к себе мучеников, которые твердо исповедали веру во Христа и были за это отданы на растерзание зверям. Звери не тронули их, тогда мучеников подвергли пыткам и бросили в огонь.
Преподобный Алипий, иконописец Печерский, в Ближних пещерах (около 1114)
Слушайте краткий рассказ о святом иконописце на радио «Вера».
Преподобный Пимен Угрешский (10 августа 1810 — 17 (30) августа 1880)
Собор Кемеровских святых
Слушайте краткий рассказ о соборе святых на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Алексий Великосельский (1865 — 1918)
Служил священником в селе Диево-Городище Ярославского уезда. В 1918 году был арестован. 30 августа 1918 года того же года приговорён к расстрелу и расстрелян.
Священномученик Димитрий Остроумов (1869 — 1937)
Слушайте краткий рассказ о святом Димитрии на радио «Вера».
Икона Божией Матери
Свенская (Печерская) (1288)
Слушайте краткий рассказ о чудотворной иконе на радио «Вера».
Особенности богослужения
Главное в литургии — не только молитва, но и участие в важнейшем Таинстве — Евхаристии. О том, как подготовиться к Причастию, читайте в нашем материале: Как готовиться к Причастию
Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.
Традиции праздника
Воскресенье 30 августа — последнее перед началом календарной осени и учебного года. Поэтому сразу после литургии во всех православных храмах России служат молебны перед началом учебного года. Молитва об учащихся и учащих уже много лет совершается в преддверии 1 сентября. В этот день Церковь призывает школьников и студентов быть усердными в приобретении знаний, призывает помощь Божию для учеников и учителей. Во многих храмах священники и прихожане поздравляют юных христиан с началом учебного года.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16-26
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Апостольское чтение:
Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 15, стихи 1-11
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. 4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. 5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. 6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? 7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать те, что играют на свирели или на гуслях? 8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? 9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнáют, чтó вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.